Процессы / 07.02.2018
Как запланировать успех?
6 минут чтения

 

Благодаря своим знаниям, цифровые компании каждый день повышают свою продуктивность и учатся становиться успешными. Испытав на себе некоторые из этих подходов, мне захотелось поделиться своим опытом и наблюдениями, как знания IT разработок можно успешно применить в организации своего бизнеса и личной жизни.

 

1. Действуем итеративно.

Начнем с Plan-Do-Check-Act Cycle (от англ. — цикл Планирование-Выполнение-Проверка-Действие), который был разработан известным консультантом по управлению доктором Уильямом Демингом в 1950-х годах. Деминг хотел создать способ определения того, почему продукты не отвечают ожиданиям клиентов. Его подход помогает предприятиям разрабатывать гипотезы о том, что нужно изменить, а затем тестировать их изменения в непрерывном цикле обратной связи.

PDCA цикл — это итеративный четырех-ступенчатый подход для непрерывного совершенствования процессов, продуктов или услуг. Разберем 4 фазы:

Plan (Планируй): Для начала, необходимо определить и понять проблемы, которые вам необходимо решить. Разработайте гипотезы, почему эти проблемы существуют, и составьте план действий для их решения.

Do (Делай): Как только вам удалось разработать потенциальное решение, протестируйте его с минимальными финансовыми и временными затратами. Затем соберите данные для оценки результатов, которые пригодятся вам на следующей фазе.

Check / Study (Проверяй / Изучай): На данном этапе вы анализируете полученные результаты, измеряя эффективность решения и определяя, верна ли гипотеза, которую вы составили на этапе планирования.

Act (Действуй): Здесь вы внедряете свое решение. Важно помнить, что PDCA — это цикл, а не решение с началом и завершением. Определив успех тестируемого решения, вы можете повторять этапы «Делай» и «Проверяй» столько раз, сколько необходимо, пока не будет выполнено законченное, полированное решение.

цикл Планирование-Выполнение-Проверка-Действие

 

Разработчики и аналитики используют данный подход при проектировании сложных систем, которые зачастую в начале своего создания не имеют четких финальных форм и характеристик. Основной принцип: пошаговое приближение к конечной цели. То есть сделать от начала и до конца часть системы, внедрить, получить обратную связь, проанализировать, скорректировать процесс и перейти к следующему шагу.

В жизни цикл Plan-Do-Check-Act вы можете использовать для улучшения своей производительности, а также развивать своих сотрудников и коллег:

1. Определите, что останавливает вас в вашем карьерном росте и как вы хотите развиваться. Посмотрите на основную причину каждой проблемы и поставьте цели для преодоления этих препятствий (Plan).

2. Когда вы определите план действий, проверьте различные подходы к получению желаемых результатов (Do).

3. Регулярно проверяйте прогресс, соответствующим образом корректируйте свое поведение и учитывайте последствия своих действий (Check).

4. Наконец, реализуйте то, что действует эффективнее всего, и постоянно улучшайте процесс (Act)!

 

2. Делаем то, что действительно нужно.

Успех — это не следствие хорошей генетики или счастливой случайности. Успех можно запланировать, если правильно определить, что необходимо рынку, чего хотят клиенты, за что они готовы платить, и как можно быстрее создать это.

Очень глубоко разобрал тему гибкости и успеха известный предприниматель Эрик Рис. Его книга «Lean Startup» (в русскоязычной версии «Бизнес с нуля») стала бестселлером среди бизнесменов и стартаперов, а также взорвала умы дизайнеров и разработчиков моего агентства.

Автор методики «бережливого стартапа» рассказывает о том, как важно оставаться гибким, чтобы учиться на ошибках и максимально быстро проверять гипотезы, избегая крупных вливаний и затрат. Эрик Рис изобрел свой метод Lean на практике в основанной им интернет-компании IMVU. Наученная опытом предыдущих неудач, команда стала представлять на тестирование пользователям не идеально выверенный, а очень сырой продукт. Благодаря созданию MVP (от англ. minimum viable product — минимально жизнеспособный продукт) по циклу «создать-оценить-научиться», разработчики стали быстро изменять опции продукта и создавать новые версии иногда по несколько раз в день. В книге Эрика Риса описано множество практик и принципов для достижения успеха, но в данный момент я хочу сфокусировать все ваше внимание на пользователе — конечном потребителе, для кого создается продукт или услуга. Кого мы стремимся удовлетворить, работая каждый день над внутренними процессами и характеристиками продукта.

Зачастую, предприниматели сначала создают финальный продукт, а потом проверяют, как на него отреагирует потребитель. Надо же поступать как раз наоборот и таким образом избегать лишних трат. Ведь если выяснится, что продукт никому не нужен, то все труды окажутся напрасными. Поэтому, чтобы избежать рисков в конце, необходимо сначала создать минимальную рабочую версию продукта, оценить реакцию потребителя, а потом решить, продолжать идти выбранным курсом или изменить направление.

иллюстрация «Обратная связь»

 

Основной фокус предпринимателя — это гипотеза ценности и гипотеза роста:

Гипотеза ценности — это понимание потребителя, насколько для него полезен товар или услуга в момент пользования. В вопросах данных эксперименты гораздо эффективнее опросов, потому что помогают найти более точные показатели и ответы.

Для проверки гипотезы роста можно оценить то, как информация о новом проекте будет распространяться сразу после его запуска, как первые последователи станут рассказывать о проекте.

Постоянно обращаясь к вашему клиенту за обратной связью, вы всегда знаете, что он чувствует относительно вашего продукта. Вы можете влиять на его впечатление быстро и с минимальными затратами. Вы развиваете свой продукт и делаете его даже лучше, чем сами ожидали в самом начале.

 

3. Меняем образ мышления.

Впервые услышав о MVP (от англ. minimum viable product — минимально жизнеспособный продукт), в моей голове возникла примерно следующая картина:

и тот, и другой, по-моему, вкусные

 

Для человека с богатым воображением и высоким уровнем ответственности идея о выпуске «незаконченного» продукта может показаться дикой. Но смысл далеко не в том, чтобы выпускать на весь мир черновые «не идеальные» товары, а в том, чтобы создавать продукты и услуги, которые действительно нужны и решают проблемы потребителя.

Термин MVP активно используется в разработке и проектировании, упоминается в книгах о бизнесе и управлении, люди обмениваются своим опытом и благодаря этому мне стал известен и другой термин — MVP mindset (от англ. mindset — образ мышления).

Мой хороший коллега, бизнес-аналитик Константин Шевчук, в своей статье «MVP mindset explanation» (EN) рассказал интересную историю из жизни, которая идеальным образом описывает образ мышления MVP: мыслить грандиозно и амбициозно в долгосрочной перспективе, но минимально и практично на короткий срок.

История, которую я вкратце перескажу, о девушке, устроившейся на должность UX дизайнера в новом городе. Она переехала в совсем пустую квартиру-студию, в которой совсем не было мебели, за исключением островка на кухне с бытовой техникой. Девушка была безумно рада новой квартире, и с энтузиазмом начала разрабатывать интерьер ее мечты. Она составила список всех предметов и мебели, о которых так давно мечтала, и в тот самый момент все стало очень непросто: ее любимых настольных ламп не было на складе интернет-магазина, а большая кровать, о которой она мечтала, не подходила по габаритам вместе со столом, который ей хотелось купить. В другой момент она поняла, что ей впринципе не хватает денег на все те предметы из ее списка и не понятно, что нужно купить в первую очередь. Но как быть, если жить в этой квартире нужно уже сейчас, а возможностей сделать все идеально пока что нет?

Сейчас я перечислю шаги, которые помогли ей решить эту проблему и лежат в основе MVP mindset:

1. Определение ситуации: Она оценила положение, в которое попала и составила список потребностей — мебель и предметы интерьера;

2. Категоризация: Она разбила свой список на три категории — «необходимо для жизни», «очень важно» и «было бы неплохо»;

3. Приоритезация: Требования из категории «необходимо для жизни» она расставила по важности в соответствии со своей ситуацией — кровать, лампа для чтения, рабочий стол и т.д.

4. Решение проблемы: Самую первую позицию в списке она приобрела в первую очередь — большую кровать, которую всегда хотела, теперь она могла комфортно отдохнуть после рабочего дня.

5. Проверка: Она проверила габариты и мягкость кровати, когда поставила ее в квартире, чтобы в случае неудобства, быстро поменять ее. Таким образом, девушка решила одну единственную проблему из своего списка самым лучшим образом, каким это можно было сделать на тот момент.

6. Действие: Она пересмотрела свой список требований, чтобы приоритизировать его вновь в соответствии с изменениями ситуации, и выбрала следующий предмет мебели.

 

Я думаю, вы уже догадались, что такой цикл повторялся с каждым предметом из списка, пока девушка не расставила всю квартиру. И говоря откровенно, я лично уже много раз последовала ее примеру в бытовых ситуациях, а также в рабочих проектах своего агентства.

Повторяя раз за разом минимальные, но эффективные решения, вы приобретаете преимущество во времени и качестве. Ведь смысл всех подходов и методологий всегда заключается в развитии своего успеха, росте и постоянном обучении.

Начните использовать эти подходы в работе и личной жизни, сравните с тем, как действовали ранее и вы обязательно заметите результат.

Удачи!

 

.  .  .

Для любителей чтива в оригинале советую прочитать следующие статьи по теме:

MVP mindset explanation — подробная история находчивой девушки дизайнера от Константина Шевчука

Minimum Viable Product (MVP) and Design — балансируем между рисками для достижения награды

MVP — еще больше описания в оригинале

The Lean Startup Methodology — методология Бережливого Стартапа

 

Даша Пивоварова
CEO и Арт-директор