Аналитика / Процессы / 20.04.2018
SWOT-анализ как инструмент достижения успеха
7 минут чтения

 

Жизнь заставляет нас ежедневно принимать решения, которые, так или иначе, влияют на наше будущее. Для принятия любого важного решения нужен тщательный анализ происходящего. Это необходимо как в бизнесе, так и в повседневной жизни. Качественный анализ — дело весьма непростое, и несмотря на то, что его необходимо уметь делать абсолютно каждому человеку, этому, к сожалению, не учат в школе. Сегодня я расскажу об одном из самых распространенных способов анализа — методе SWOT.

 

Что такое SWOT-анализ?

SWOT-анализ — это процесс определения того, в чем вы сильны и где уязвимы, — где должны защищаться, а где атаковать. Результатом SWOT-процесса является список реально достижимых целей и задач. Методика может применяться на продукте, в сервисе или компании и даже на личности, например, на твоем друге.

SWOT должен быть одним из первых шагов в подготовке бизнес и маркетингового планов или рекламной стратегии.

Все узнали Ахиллеса?

 

Для начала, разберем аббревиатуру SWOT: Strengths (силы), Weaknesses (слабости), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы). Эти 4 элемента формируют под собой конкретные вопросы, отвечая на которые вы анализируете происходящее:

S: Что вы делаете хорошо и есть ли что-нибудь, что вы делаете лучше, чем большинство?

W: Что вы плохо делаете? Что нужно улучшить?

O: Какие вы видите возможности, связанные с изменениями технологий/спроса на ваш продукт?

T: С какими проблемами вы сталкиваетесь сегодня и какие могут возникнуть в будущем?

Сильные и слабые стороны являются внутренними факторами, а возможности и угрозы — внешними.

Внутренние факторы — это те, которые вы можете контролировать.

Внешние факторы — это те, которые не подвластны вашему контролю.

 

Как провести Swot-анализ самостоятельно?

Этап 1. Заполнение матрицы.

SWOT-анализ чаще всего представляет собой матрицу из 4 ячеек:

Матрица SWOT

 

Для заполнения таблицы необходимо определить и перечислить сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы объекта исследования, которые имеют вес только в данный момент времени, т.е. именно тогда, когда вы делаете SWOT-анализ.

Ключевой момент: ответы должны быть максимально честными и полными. Вы делаете анализ для себя, поэтому будьте честны перед собой.

 

Этап 2. Анализ матрицы.

Для этого нужно разбить наши ячейки на пары и ответить на каждый из вопросов:

S + О какие сильные стороны необходимо использовать, чтобы получить наибольшую отдачу от возможностей внешней среды;

W + T — от каких слабостей необходимо избавиться, чтобы попытаться предотвратить нависшую угрозу;

S + T — какие силы необходимо использовать для минимизации угроз;

W + О — какие возможности внешней среды помогут преодолеть имеющиеся слабости.

 

Этап 3. Разработка стратегий развития.

Сопоставляя все пункты из четырех групп факторов между собой, необходимо разработать соответствующие стратегии или конкретные шаги, с помощью которых возможно:

 — воспользоваться сочетанием «Силы» и «Возможностей» для разработки стратегии роста;

 — благодаря сочетанию сильных сторон и «Угроз» разработать стратегию защиты;

 — стать более совершенным, усилив слабые стороны с помощью «Возможностей»;

 — разработать стратегии решения потенциальных проблем.

В результате составления стратегий можно увидеть все возможные пути развития организации.

 

Где мне это пригодится?

Как и говорилось ранее, методика может применяться везде, будь то продукт, услуга или компания.

Приведу пример SWOT-матрицы интернет-магазина по продаже футболок:

Заполненная матрица

 

Подумайте, какие стратегии могут быть реализованы владельцем бизнеса исходя из собранной информации. Помните, что здесь нет правильного или неправильного ответов.

Далее составляем список стратегий развития. Вот несколько из них:

1.  Вы полагаетесь на сырье, которое пользуется большим спросом, и цены быстро растут, поскольку оно становится более дефицитным.

Стратегия: Подпишите 5-й контракт, чтобы гарантировать поставку по более низкой цене.

 

2. У вас избыток наличных денег.

Стратегия: Отложите часть суммы для чрезвычайных ситуаций, а остальное вложите в рост своего бизнеса.

 

3. Ваши сотрудники неэффективны.

Стратегия: Пригласите консультанта по рабочей культуре, который поможет разобраться в ситуации.

 

4. Весь ваш бизнес помещается в вашем ноутбуке, и, если его украдут, вы все потеряете.

Стратегия: Купите программу для автоматического ежедневного резервного копирования файлов или же создайте «облачное хранилище» для документов.

 

Проводя анализ, держите перед глазами изображение матрицы, чтобы не терять фокус.

 

 

Все в ваших руках!

И так, мы провели SWOT-анализ, создали стратегии. А что дальше? Перед вашими глазами предстает четкая картина происходящего с вашим объектом исследований в данный момент, а составленные варианты стратегий в долгосрочной перспективе вносят ясность и понимание того, что вы делаете.

Работа с помощью SWOT-анализа на постоянной основе позволит вам не потерять связь со своим бизнесом, вашей командой и вашими клиентами. Что еще не менее важно, это поможет вам оставаться успешным на ежедневно меняющемся рынке.

 

Как только вы подумаете о самых важных вещах в вашем списке, распишите план действий и вперед!

 

Дарья Молоткова
Junior Developer